Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.
Прием на обучение в соответствии с прежним ФГОС прекращается с 1 сентября 2022 г.
Образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с новым ФГОС обучение несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу приказа, с согласия их родителей (законных представителей).
Этапы введения обновленных ФГОС НОО и ООО
Обязательное введение ФГОС -21
Продолжение обучения по ФГОС -21
|
1кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. |
9 кл. |
2022-23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2023-24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2024-25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2025-26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2026-27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2027 -28 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Три поколения стандартов
Первое поколение образовательных стандартов Приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы. Состоял из трёх компонентов: федерального – набора базовых школьных предметов; регионального – набора дисциплин о родной этнокультурной среде и национальных традициях; школьного – различные факультативы, вводимые с учётом возможностей ОО. Ключевым показателем было усвоение информации, обязательной для изучения, то есть успеваемость по предметам из федерального компонента. От учеников требовалось освоить их на уровне, достаточном для получения аттестата. Приводило к неравенству в качестве получаемых знаний в различных школах. Кроме того, из-за растущего потока новых знаний и развития технологий такой подход к обучению и оценке школьников быстро устарел.
|
Второе поколение образовательных стандартов ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие УУД, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус смещен на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и ВД. Обучающиеся по ФГОС должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни. Главным стало развитие у детей умения учиться, то есть добывать и использовать знания для решения различных задач. Кроме предметной успеваемости, у учеников оценивали уровень междисциплинарных знаний, вовлечённость в проектную деятельность. Прописали требования к учебным пособиям, контрольно-измерительным материалам, квалификации педагогов, содержанию информационно-образовательной среды в школе. Наряду с введением ЕГЭ, это была попытка преодоления регионального неравенства в образовании. Патриотическая составляющая изложена кратко. Направлена на обеспечение «овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России». По итогу ребёнок обретает российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, Родину, прошлое и настоящее многонационального народа страны
|
Третье поколение образовательных стандартов Главной задачей обновленных ФГОС НОО и ООО заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. ОО сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных ОО отличались, а результаты обучения не были детализированы. Обновленные ФГОС НОО и ООО определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Обновленные ФГОС НОО и ООО унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любой ОО каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой ОО. Сделан упор на индивидуальный подход к ученикам и закреплён инклюзивный характер образовательной среды, то есть обеспечение полноценного доступа к инфраструктуре ОО детей с ОВЗ. Максимально конкретно прописываются требования к школьной программе, указывающие, что именно школьник должен изучить в рамках предмета, знать и уметь по итогам прохождения курса. Акцент на улучшение метапредметных результатов обучения, то есть на формирование у детей навыков, необходимых для самостоятельного изучения предмета и оперирования полученной информацией. Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание. Патриотический уклон – самое главное изменение в стандартах. содержат значительно больше патриотических установок, особенно в контексте формировании у детей представлений о значимом международном положении России. Ставит задачу на формирование у школьников системных знаний о месте России в мире и её исторической роли; территориальной целостности; вкладе в мировое научное наследие и представлений «о стране, устремлённой в будущее». Описывает ответственность ОО перед учащимися и их родителями (законными представителями). Оговаривает перечень необходимых знаний и умений, которыми должны обладать ученики по окончанию того или иного уровня обучения, а также рекомендации по становлению этих навыков. Указывает, какие и в какой мере должны быть приобретены те или иные знания и умения в определенный отрезок времени. Оговаривает время на реализацию тех или иных направлений в образовательных и воспитательных программах. Содержит рекомендации по работе адаптивной работе с детьми, имеющими особенности здоровья |