Описание психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы
Психолого-педагогические условия, созданные в образовательной организации, обеспечивают исполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, в частности:
- обеспечивают преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при реализации образовательных программ начального образования, основного общего и среднего общего образования;
- способствуют социально-психологической адаптации обучающихся к условиям гимназии с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной среде;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности работников школы и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности.
В образовательной организации психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных программ осуществляется квалифицированным специалистом - педагогом-психологом.
В процессе реализации основной образовательной программы обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений посредством системной деятельности и отдельных мероприятий, обеспечивающих:
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности;
- сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья учащихся;
- поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учетом особенностей когнитивного и эмоционального развития учащихся;
- мониторинг возможностей и способностей учащихся, выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей, учащихся с ОВЗ;
- создание условий для последующего профессионального самоопределения;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
- формирование психологической культуры поведения в информационной среде;
- развитие психологической культуры в области использования ИКТ.
В процессе реализации основной образовательной программы осуществляется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе:
- учащихся, испытывающих трудности в освоении программы, развитии и социальной адаптации;
- учащихся, проявляющих индивидуальные способности;
- педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников образовательной организации;
- родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся.
Психолого-педагогическая поддержка участников образовательных отношений реализуется диверсифицировано, на уровне школы, классов, групп, а также на индивидуальном уровне.
Методический комплекс
Диагностика школьной тревожности
- Прихожан А.М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности;
- Рисуночные методики по диагностике эмоционально-аффективной сферы: «Нарисуй человека»,
- «Кинетический рисунок семьи», «Дом-дерево-человек» (Ф..Гудинаф−Д.Харрис, А.Керн – Я.Йерасек, Р. Бернс, С.Кауфман).
Диагностика школьной мотивации
- Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н. Г. Лускановой);
- Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (Спилберг -А.Д. Андреева).
- Исследование волевой саморегуляции (А.В.Зверькова, Е.В.Эйдман)
Диагностика уровня развития познавательных процессов
- ШТУР;
- Красно-черные таблицы Шульте; Методика «Отыскивания чисел»; Методика пиктограмм (по А.Р. Лурии);
- Методика «Простые аналогии» и «Сложные аналогии», «Сравнение понятий», «Выделение существенных признаков», «Числовые ряды»;
- Г.Бурдон «Корректурная проба».
Диагностика личностных особенностей
- Тест Филипса;
- Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн;
- Тест-опросник на выявление акцентуации характера К. Леонгард (мод. Шмишека); ПДО Личко;
- Тест Люшер;
- Проективная методика - «Дом Дерево Человет» «Тест несуществующее животное» . Методика диагностики направленности учебной мотивации ( Т.Д. Дубавицкая); Басса-Дарки (мод. Сафина) методика диагностики показателей и форм агрессии;
- «Кто Я»; «Карта интересов личности».
Диагностика интеллектуальных способностей
- Тест Амтхауэра; Методика Мюнстерберга;
- КОТ «Краткий ориентировочный тест»;
- Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) (Р. Кеттел); Матрицы Ровена;
- Методика «Интеллектуальная лабильность».
Диагностика личностных особенностей и межличностных отношений
- «Тест Руки» (Э. Вагнера);
- Опросник Айзенка «Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности», Методика РАТ (Л. Н. Собчик);
- Методика «Многомерная оценка детской тревожности». (Е.Е. Ромицина) Проективная методика – «Несуществующее животное»,
- Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова); Проективная методика – «Рисунок семьи», «Семья животных»;
- Цветовой тест отношений (ЦТО);
- Тест «Определение самооценки по Р.В. Овчаровой»;
- Методика «Оценка групповой сплочённости» (Сишора -Ханина).
Профессиональная ориентация
- Тест Голланда;
- Анкета интересов личности; Матрица выбора профессии;
- Опросник готовности к профессиональному самоопределению; ДДО (Е. Климов);
- Методика изучения статусов профессиональной идентичности (автор А.А. Азбель); Тест «Стратегии и модели преодолевающего поведения (автор Никифиров Г.С.); Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта;
- Методика «Опросник профессиональной готовности» (Л. Н. Кабардовой).